МОНЕТЫ и НАГРАДЫ РОССИИ
Навигация
Монеты и награды России
Новости сайта
О проекте
Юбилейные Царские монеты
Юбилейные монеты СССР
Статьи про монеты и награды
Награды РФ
Награды Православной Церкви
Монеты как история России
Скачать бесплатно книги по монетам
Ссылки
Фотогалерея
Юбилейные монеты США
Немецкие награды (1933 - 1945 гг.)
Шевроны РФ
Связь с нами
- Гостевая книга
- Карта сайта
- Обратная связь
Новости
Помощь сайту
Вы можете перечислить ЛЮБУЮ сумму на Яндекс.Деньги:
41001659186793
Мы Вконтакте.РУ

Саратовский нумизмат - группа Вконтакте.ру

Статистика




Рейтинг@Mail.ru
Главная > Монеты как история России > Часть 2. Серия 1000-летие древнерусской монетной чеканки, архитектуры, зодчества, крещения Руси

Часть 2. Серия 1000-летие древнерусской монетной чеканки, архитектуры, зодчества, крещения Руси


       "Слово о полку Игореве. 1185 г." [95]

    "Слово о полку Игореве" - это всемирно известный памятник древнерусской литературы XII в. Впрочем, слово "памятник" не вяжется с неподвластной времени поэмой. Этому произведению было посвящено свыше тысячи научных исследований как в нашей стране, так и в различных странах мира. Оно переведено на огромное количество западноевропейских языков. Произведение было создано в период наивысшего расцвета письменности Киевской Руси перед татаро-монгольским нашествием, вскоре после неудачного похода Игоря Святославича, князя новгород-северского на половцев, в 1185 г, как непосредственный отклик на это событие.

    23 апреля 1185 г. вместе с братом Всеволодом и сыном Владимиром Игорь тайно от великого князя киевского Святослава Всеволодовича, который готовил большой поход в половецкие степи, чтобы окончательно разгромить половецкие орды, отправился в поход на половцев. Не остановил честолюбивого князя и природный феномен - полное солнечное затмение 1 мая 1185 г., которое в то время воспринималось как недоброе предзнаменование.

        "...Игорь взглянул
        на померкшее солнце -
        и видит, как тьмою солнца
        и у воинов души затмились.
        и воззвал Игорь
        к дружине своей:
        "Братья! И вы дружина!
        А уж лучше убиту быть,
        нежели пленену быть,
        Сядем же, братья,
        на своих ретивых коней
        да позрим синего Дону!"

        Спалила князю душу жажда -
        изведать Дону Великого, -
        и знамение стало ему ни во что!
        "Либо копье изломаю
        среди степей половецких
        с вами, русичи,
        либо голову свою сложу,
        а либо испью золотым шлемом Дону!"

    10 мая 1185 г. русская дружина князя встретилась с половцами и в бою, длившемся целый день, разбила их. Но на следующий войска Игоря окружило войско половецкого хана Кончака, превосходившее русское войско почти в тридцать раз. Три дня шло кровопролитное сражение, храбро бились русские витязи. Лишь ценой больших потерь удалось половцам победить Игореву рать, а сам он был пленен. Распаленные победой, бросились половцы после поражения Игоря на реке Каяле на "Землю Руську", грабя и разоряя южнорусские города и села. Однако встретив отпор со стороны великого киевского князя Святослава Всеволодовича, организовавшего оборону своего княжества, половцы ушли в степи.

    Неизвестный автор "Слова" - гениальный поэт и незаурядный историк. Сопоставляя свое, печальное и трагическое для Киевской Руси время, с временем прославленного песнопевца Бояна, он исследует причины, которые привели к распаду Руси и называет их - это княжеские распри и кровавые усобицы. Движимый патриотическим чувством, он призывает всех русских князей к прекращению междоусобиц и к единению для защиты общими силами родной земли от нападения врагов.

    Списки "Слово о полку Игореве" были известны в XIV в.во Пскове (в Елеазаровском и Спасо-Мирожском монастырях) и в Москве, а в XV в. находились также в библиотеках Кирилло-Белозерского и Спасо-Ярославского монастырей. К концу XVIII в. произведение сохранилось только в одном списке (он был переписан во" второй половине XV в. со списка XIV в.), который находился в древнерусском рукописном сборнике, приобретенном не позднее 1792 г. известным археологом, любителем и собирателем русских книг и древностей президентом Академии художеств графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным у бывшего архимандрита упраздненного к тому времени Спасо-Ярославского монастыря Иоиля. В 1800 г. в Сенатской типографии, тиражом 1200 экз., вышло первое издание "Слова о полку Игореве" ("Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новагорода-Северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие"), выполненное А.И. Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с лучшими археографами того времени Николаем Николаевичем Бантыш-Каменским и Алексеем Федоровичем Малиновским.

    Издание поэмы "Слово о полку Игореве" стало событием. Им восхищались Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин. Его переводили В.А. Жуковский, А.Н. Майков, Л.А. Мей, Т.Г. Шевченко. Оно вдохновило А.П. Бородина и В.М. Васнецова на создание своих произведений. Переводом "Слова" занимался А.С. Пушкин, который знал его наизусть. Однако мечте поэта перевести поэму на современный язык не было суждено осуществиться - смерть помешала Пушкину закончить работу.

        "Памятник князю Владимиру Святославичу" [96]

    Памятник великому киевскому князю Владимиру I Святославичу (Красное Солнышко) был открыт в 1853 г. в Киеве на нижней террасе Владимирской горки. Первоначальный проект памятника в 1835 г. был разработан В.И.Демут-Малиновским (1779-1846), после его смерти руководство работами было поручено К.А. Тону (1794-1881), а к работе над памятником был привлечен П.К. Клодт (1805-1867). На пятнадцатиметровом чугунном постаменте, выполненном в псевдорусском, так называемом "русско-византийском" стиле и украшенном барельефом "Крещение Руси" и гербом Киева, установлена бронзовая фигура князя Владимира Святославича в мантии с крестом и великокняжеской шапкой в руке. Великий киевский князь Владимир I Святославич (980-1015), являлся крупной исторической фигурой Киевской Руси, религиозным реформатором, полководцем, дипломатом, выдающимся государственным деятелем. Год рождения Владимира Святославича неизвестен, умер он в 1015 г. Побочный сын князя Святослава Игоревича и его ключницы рабыни Малуши Любечанки с помощью своего дяди Добрыни в 969 г. стал великим князем в Новгороде. Князем киевским, по данным начальной русской летописи - "Повести временных лет", Владимир Святославич стал примерно в 980 г.

    Большое значение для расширения и укрепления древнерусского государства имели предпринятые Владимиром Святославичем походы на Польшу, на Вятичей, Литву, Радимичей, Болгар и Хорватов. Важнейшим делом стало для князя организация обороны от печенегов, наступавших на русские земли со стороны пограничных лесостепей. Борьба с печенегами при Владимире Святославиче приобрела общерусский характер, в ней были заинтересованы все слои и классы древнерусского государства. При князе Владимире Святославиче впервые в истории Руси были построены оборонительные линии-засеки, включавшие в себя систему городов-крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и Стугна и соединяющих их валов и сигнальных вышек. Города-крепости отстояли друг от друга на расстоянии 15-20 км. Для защиты южных рубежей Руси от набегов печенегов Владимир Святославич сумел привлечь даже северные племена. Таким образом, в течение одного лишь десятилетия было завершено объединение в первое единое Русское государство славянских племен и земель вокруг Киева на огромном пространстве от Одера до Волги, от Белого моря до Черноморского побережья.

    Успешная борьба Владимира Святославича с печенегами привела к идеализации его личности и самого героического времени княжения, которые были воспеты и в летописях, и народных сказаниях, и былинах, в которых князь получил прозвище Красное Солнышко, а построенные им крепости были названы заставами богатырскими.

    Русь нуждалась в политическом объединении. Единое Русское многонациональное государство требовало и единую, "интернациональную" для всех населяющих Русь народов и разрозненных родоплеменных объединений религию. Выбор христианства Владимиром Святославичем был определен внешними и внутренними условиями, сложившимися в это время для Древнерусского государства.

    Начало официальному признанию христианства государственной религией Руси положило крещение Владимира Святославича с семьей и его дружины в 988 г. Вслед за этим началось массовое насильственное крещение всех подданных княжества, которое растянулось на десятилетия. Крещение в Киеве и других городах совершали немногочисленные в то время русские православные священники и церковнослужители из Византии. При этом богослужения совершались на славянском языке.

    Выбор, сделанный князем Владимиром Святославичем тысячу лет назад, имел и имеет для нашей Родины огромное значение. Принятие христианства от Византии - первого в мире великого христианского государства, наследницы античной Греции, позволило Руси приобщиться к многовековой культуре. Наш современник русский писатель Валентин Петрович Распутин образно сказал по поводу этого выбора, что, "имея землю, Русь получила небо, а славянин, имея тело, получил душу". Принятие христианства имело для того времени прогрессивный характер, оно способствовало развитию в Киевской Руси феодальных отношений как более передовых, чем при родовом строе. Исключительно высока была роль христианства в укреплении власти киевских князей, ее обосновании божественного происхождения. Влияние византийского христианства выразилось также в развитии на Руси земледелия, ремесел, архитектуры, в расцвете древнерусской культуры.


        "Сребреник Владимира" [92]
        "Златник Владимира" [94]

    Золотые и серебряные русские монеты X и XI вв. являются древнейшими памятниками древнерусских ремесел, культуры и письменности. Чеканка монет производилась русскими мастерами, имевшими свои, не заимствованные художественные традиции (как в технике изготовления, так и в стиле изображений на монетах), и знавшими русскую грамоту. В отличие от византийских и арабских монет кружки древнерусских монет были литыми, а не вырезались из пластины. Чеканку первых русских монет начал, по-видимому, Владимир Святославич в конце X в. Изображение киевского князя Владимира Святославича является древнейшим русским портретом.

    Выпуск собственной монеты имел несколько причин, одной из которых являлось то, что в экономике Киевской Руси второй, половины X в. стала ощутимой недостача серебряных монет в связи с сокращением прилива арабских дирхемов. Другая причина заключалась в необходимости утверждения новых символов самодержавной власти. Чеканка монет служила задаче присвоения киевскими князьями атрибутов христианских императоров, прославления Киевского государства и утверждению его суверенности.

    На лицевой стороне золотых монет, получивших название "златники", и серебряных - сребреники - чеканилось имя князя и Христос-Вседержитель (Пантократор); на оборотной - князь, в правой руке которого просматривается на длинном древке три бусины в форме креста, а над плечом князя находился небольшой родовой знак, личный герб князей Рюриковичей, получивший название "трезубец" и заменявший герб государства. В XI в. изображение Христа было заменено большим родовым знаком. Изображение герба-эмблемы или имени правителя на монете имело большое значение и являлось политической акцией, так как только государство могло выпускать монету, а суверенным правителем считался государь, который чеканил монету - знак силы и независимости государства. По своему внешнему виду и весу (приблизительно 4,2 г) златники, чеканившиеся при киевском князе Владимире Святославиче, были подобны византийскому солиду. Вес этих монет стал впоследствии русской весовой единицей - золотником (4,266 г). На внешний вид сребреников также повлияли византийские монеты.

    Кроме Владимира Святославича, чеканившего сребреники в Киеве в 978-1015 гг., серебряные монеты чеканили Святополк - около 1015 г. и Ярослав Мудрый в Новгороде в 1015 г. Чуть позже, около 1070 г., чеканку монет предпринял тмутараканский князь Олег-Михайло.

    Сребреники и златники выпускались в небольшом количестве, так как не было прочной сырьевой базы, отсутствовал опыт чеканки монет. Как средство купли и продажи монеты, в отличие от серебряных арабских дирхем и денариев западноевропейских городов, обращавшихся на Руси, существенной роли не играли; их чеканка была кратковременна и вызывалась в каждом случае конкретными потребностями.

    После XI в. чеканка монет была прекращена; Вынужденный отказ от чеканки монет был вызван состоянием материальной базы русского обращения - прекращением в XI-XII вв. ввоза на Русь иноземной монеты и ценных металлов вследствие немецкой агрессии и не прекращающейся военной борьбы на западных границах русских земель. На долгие годы развитие Руси было прервано татаро-монгольским нашествием. Для расчетов в разных областях Руси в качестве товаро-денег применялись шкурки животных, шиферные пряслица, стеклянные и каменные бусы-ожерельяцы и др., кроме того, в XI-XV вв. при платежах использовались слитки, из них наибольшее распространение получили киевские гривны (серебряные слитки шестиугольной формы весом около 140-160 г) и новгородские гривны (серебряные бруски весом около 180-200 г). Безмонетный период продолжался два с половиной века. Чеканка собственной русской монеты была возобновлена лишь во второй половине XIV в.


Читайте также:

Часть 1. Серия 1000-летие древнерусской монетной чеканки, архитектуры, зодчества, крещения Руси

Часть 2. Серия 1000-летие древнерусской монетной чеканки, архитектуры, зодчества, крещения Руси

наверх
Если Вы давно мечтаете повысить свои знания в области коллекционирования и проводите много времени в поисках информации, то советую Вам купить мой DVD-диск "Нумизматика на DVD". Это более 150 книг по разным направлениям нумизматики, а также содержание диска дополняет интересные книги по фалеристики, филателии и прочее.
Нумизматика на DVD. Более 150 книг по монетам

Чтобы скачать каталог-справочник бесплатно

Реклама