МОНЕТЫ и НАГРАДЫ РОССИИ
Навигация
Монеты и награды России
Новости сайта
О проекте
Юбилейные Царские монеты
Юбилейные монеты СССР
Статьи про монеты и награды
Награды РФ
Награды Православной Церкви
Монеты как история России
Скачать бесплатно книги по монетам
Ссылки
Фотогалерея
Юбилейные монеты США
Немецкие награды (1933 - 1945 гг.)
Шевроны РФ
Связь с нами
- Гостевая книга
- Карта сайта
- Обратная связь
Новости
Помощь сайту
Вы можете перечислить ЛЮБУЮ сумму на Яндекс.Деньги:
41001659186793
Мы Вконтакте.РУ

Саратовский нумизмат - группа Вконтакте.ру

Статистика




Рейтинг@Mail.ru
Главная > Монеты как история России > Часть 2. Серия 500-летие единого русского государства (Создание единого Русского государства)

Часть 2. Серия 500-летие единого русского государства (Создание единого Русского государства)


        "Успенский Собор. Москва" [105]

    На золотой монете серии изображен Успенский собор Московского Кремля. Замечательный памятник русского национального зодчества, судя по летописным данным, являлся первым каменным соборным строением в Москве. Он был заложен переехавшим в 1325 г. по просьбе московского князя Ивана Даниловича Калиты из Владимира в Москву, будущий политический духовный центр всей России, митрополитом Киевским и всея Руси Петром в августе 1326 г. на месте церкви XIII в., возведенной в свою очередь взамен древней деревянной церкви. С переездом митрополита Москва превращалась в общерусский церковный центр, поэтому строительству нового собора придавалось большое значение. При жизни митрополита Петра собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был только начат, а достроен уже после смерти Петра, скончавшегося 20 декабря 1326 г. и погребенного в недостроенном еще храме, Иваном Калитой. Освящение собора состоялось 14 августа 1327 г.

    Первоначально собор во имя Успения Богородицы был скромным по своим размерам, хотя в течение времени к нему делались пристройки - приделы, в частности, при Иване Калите был построен придел Положения вериг апостола Петра. Успенский собор часто страдал от пожаров. После одного такого пожара, случившегося в 1470 г., когда стены старого собора дали трещины, возглавлявший в ту пору русскую церковь митрополит Филипп решил разобрать старую постройку XIV в. и на ее месте возвести новый Успенский собор. Новый московский кафедральный собор (Успенский собор считался кафедральным, поскольку там постоянно служил митрополит) должен был по мысли великого князя Ивана III своими размерами и архитектурой повторить один из шедевров древнерусского зодчества XII в. - Успенский собор во Владимире на Клязьме, построенный Андреем Боголюбским и с самого конца XIII в. служивший главным митрополичьим храмом, где происходили церемонии "посажения на стол" великих князей. Возведение Успенского собора, кроме утверждения могущества Москвы как центра единого Русского государства, преследовало цель показать преемственность власти московских государей от владимирских князей.

    Торжественная закладка собора состоялась в присутствии митрополита Филиппа и всего духовного собора 30 апреля 1472 г. в присутствии семьи великого князя и высшего духовенства. Работы по строительству Успенского собора под руководством мастеров Ивана Кривцова и Мыщкина (имя второго мастера не известно) велись полным ходом, когда в ночь на 21 мая 1474 г. рухнули западная и северная стены возводимого здания. Заботы о строительстве нового собора принял на себя Иван III, который послал специальные посольства во Псков и Италию для приглашения искусных строительных мастеров.

    26 марта 1475 г. в Москву прибыл из Венеции известный зодчий, инженер, механик, литейщик, монетчик - уроженец Болоньи Родольфо Фиораванти дельи Альберти, прозванный современниками за его разностороннюю деятельность Аристотелем. Его приезд, как неординарное для Руси событие, был отмечен летописью. Мастер приехал вместе с сыном Андреем и учеником. В 1475 г., к началу возведения Успенского собора, Фиораванти шел шестьдесят первый год. Зодчий не стал достраивать собор, а разобрал оставшиеся стены собора и, применив ряд технических усовершенствований (глубокий прочный фундамент, железные крепежные связи взамен деревянных, густую известь и особую кладку кирпича), возвел в 1475-1478 гг. новый Успенский собор, по своим размерам повторивший одноименный собор во Владимире. Вместе с тем Фиораванти, используя приемы русского зодчества, создал оригинальное произведение, привнеся в архитектуру собора много нового. Торжественное освящение нового Успенского собора в Московском Кремле состоялось 12 августа 1479 г.

    Успенский собор поражает своей гармонией, лаконизмом, спокойствием и торжественностью, богатым внутренним убранством. Выполненный в 1481 г. прославленным живописцем Дионисием, а также Тимофеем Ярцом и Коней иконостас до нашего времени не дошел. Великолепны и красочны фрески собора, и хотя живописные композиции постоянно обновлялись новыми поколениями мастеров, стараниями реставраторов, раскрывшими старые записи, сегодня можно любоваться древними фресками XV-XVII вв.

    Являясь главным храмом Руси, он стал образцом при возведении храмовых зданий в последующее время. В Успенском соборе происходили важные государственные церемонии: "посажение на стол" русских князей и венчание на царство российских царей, коронация императоров, их свадебные венчания, торжественные службы по случаю крупных военных побед, оглашение государственных актов, возведение в духовный сан митрополитов и патриархов "всея Руси". В соборе присягали на верность московским князьям удельные князья; здесь в 1654 г. был оглашен государственный акт о воссоединении Украины и России. Собор является усыпальницей московских митрополитов и патриархов.

    Изображение Успенского собора можно увидеть еще на одной памятной монете из медно-никелевого сплава, выпущенной в обращение в 1990г. [126].

        "Государственная печать Ивана III" [106]

    На золотой монете воспроизведена красновосковая печать Ивана III, которая была привешена к жалованой меновой и отводной грамоте июля 1497 г., согласно которой фиксировался обмен землями между Иваном III и его племянниками, волоцкими князьями Федором и Иваном Борисовичами. На лицевой стороне печати помещено традиционное изображение всадника, копьем поражающего змея. На оборотной стороне - двуглавый орел. Круговая надпись-легенда на лицевой стороне печати "Велики князь Иоанъ б(о)жiей милостiю господарь всея Pусi" продолжается на оборотной стороне "и велики князь влад., и моск., и нов., и пск., и твер., и уго., и вят., и пер., и бол.".

    Печать 1497 г. - самая ранняя печать Ивана III и наиболее ранний известный памятник, содержащий сведения о русских государственных эмблемах, ставших символами русской феодальной государственности и являвшихся важной составной частью института внешнего оформления верховной власти в Русском государстве. Подпись на оборотной стороне печати расшифровывается следующим образом: "и велики/й/ князь Влад/имирский/, и Моск/овский/, и Нов/городский/, и Пск/овский/, и Твер/ской/, и Уго/рский, и Вят/ский/, и Пер/мский/, и Бол/гарский/", она свидетельствует о том, какие княжества и земли входили в состав державы Ивана III или были в вассальной зависимости от него.


        "Иван III - основатель единого Русского государства" [108]

    Иван III Васильевич (1445-1505) - московский великий князь, выдающийся государственный деятель; он первым из государей московской династии стал именовать себя самодержцем и принял официальный титул "государь всея Руси". Еще при жизни отца будущий государь всея Руси был объявлен соправителем великого князя. 28 марта 1462 г. после смерти своего отца Василия Темного он занял великокняжеский престол. Иван III в течение длительного правления возродил сильную великокняжескую власть, сумел расширить свои владения и поставить в вассальную зависимость от себя целый ряд своих западных и восточных соседей, заложив тем самым основу российской империи. За время правления Ивана III из заурядного княжества московского было создано мощное многонациональное Русское государство, начавшее играть крупную политическую роль и наладившее дипломатические, военные, хозяйственные и культурные связи со многими европейскими и азиатскими государствами. При Иване III Русь освободилась от почти четвертьтысячелетнего ордынского ига.


        "Стояние на Угре. 1480 г." [107]

    Крупным военным сражением в ряду ведшихся Иваном III многочисленнейших войн и битв является "Стояние на Угре". Это масштабное военное столкновение между московским великим князем и организовавшим поход на него ханом Большой Орды Ахматом (Ахмед-ханом) кончилось отказом Ивана III от признания ханской власти. Прологом к столкновению послужило прекращение в 1478 г. Иваном III уплаты хану Ахмату дани, размеры которой составляли в то время громадную сумму в несколько тысяч рублей. В ответ хан Ахмат, собрав весной 1480 г. все военные силы подвластной ему и все еще грозной Большой Орды и рассчитывая на помощь противника Москвы короля польского и великого князя литовского Казимира IV, двинулся на русские земли, желая привести Русь к покорности. Осенью 1480 г. конница хана Ахмата подошла к реке Оке, надеясь форсировать ее и обрушиться на Москву.

    Однако на реке в районе Серпухова и Тарусы уже были расставлены русские войска под командованием старшего сына-наследника великого князя Московского Ивана III, 22-летнего князя Ивана Ивановича Молодого и его дяди удельного князя Андрея Меньшого. Они воспрепятствовали переправе ордынцев на окское левобережье. Тогда хан Ахмат не посмел атаковать русские войска, двинулся на запад и переправился через Оку в ее верхнем течении и решил форсировать реку Утру, левый приток Оки, чтобы прорваться к Москве с юго-запада. Однако и здесь он встретил сильный заслон. Его усилия перейти на левый берег Угры не дали результата. В течение 8-12 октября 1480 г. расположенные по Угре русские войска, стреляя из орудий, пищалей и луков, отразили попытки монголо-татар форсировать реку. А 11 октября из Москвы подошли новые русские полки. Ахмат не решался дать русским войскам генеральное сражение. Началось "Стояние на Угре", во время которого конница хана Ахмата неоднократно пыталась переправиться на противоположный берег. Однако все эти попытки были отбиты русскими воинами.

    Одновременно находившийся в своей ставке в селении Кременец, расположенной на берегу реки Лужи, Иван III начал дипломатические переговоры с ханом Ахматом, посылал ему богатые дары. Однако переговоры зашли в тупик из-за отказа Ивана III лично явиться в ставку Ахмата или послать к нему сына-наследника и брата русского государя. Необходимо отметить, что со стороны Ивана III переговоры были не более чем дипломатической уловкой, дававшей выиграть время для сбора русских войск. Хан распустил свое войско по пограничным с Русским государством землям Литовского великого княжества, стремясь дождаться того момента, когда река Угра замерзнет и ее можно будет перейти по льду. Иван III, со своей стороны, усилил военный заслон по реке Угре. К нему на помощь пришли со своими полками его мятежные братья князь Борис и князь Андрей Большой. Прислал военную подмогу и сохранивший тогда политическую самостоятельность тверской великий князь Михаил Борисович.

    Между тем Казимир IV, занятый подавлением внутренних волнений в своем государстве, а также ввиду угрозы своим владениям со стороны войск крымского хана Менгли-Гирея так и не сумел организовать поддержки хану Ахмату. 26 октября 1480 г. ударили сильные морозы и на Угре появился лед. Опасаясь неожиданного форсирования реки, русские войска произвели передислокацию и укрепили более близкие подступы к Москве. Этот маневр был воспринят ханом Ахматом как подготовка к удару по его правому флангу. Не решившись перейти Утру, ордынский хан собрал свое деморализованное, голодное войско и 11 ноября 1480 г., преследуемый русскими войсками, отошел в степи. По возвращении из похода на Русь хан Ахмат был убит соперничавшими с ним ногайскими князьями.

    Так завершилась крупная военная кампания, окончившаяся без решающего сражения и получившая у русских современников название "Стояние на Угре". Это военное противодействие означало отказ Руси от прежнего подчинения ордынским ханам, конец чужеземного ига и приобретение независимости и самостоятельности Русским государством. 28 декабря 1480 г. великий князь Иван III вместе со своим сыном, великим князем Иваном Ивановичем Молодым, возвратился в Москву, торжественно встреченный ликующими москвичами.


Читайте также:

Часть 1. Серия 500-летие единого русского государства (Создание единого Русского государства)

Часть 2. Серия 500-летие единого русского государства (Создание единого Русского государства)

наверх
Если Вы давно мечтаете повысить свои знания в области коллекционирования и проводите много времени в поисках информации, то советую Вам купить мой DVD-диск "Нумизматика на DVD". Это более 150 книг по разным направлениям нумизматики, а также содержание диска дополняет интересные книги по фалеристики, филателии и прочее.
Нумизматика на DVD. Более 150 книг по монетам

Чтобы скачать каталог-справочник бесплатно

Реклама