МОНЕТЫ и НАГРАДЫ РОССИИ
Навигация
Монеты и награды России
Новости сайта
О проекте
Юбилейные Царские монеты
Юбилейные монеты СССР
Статьи про монеты и награды
Награды РФ
Награды Православной Церкви
Монеты как история России
Скачать бесплатно книги по монетам
Ссылки
Фотогалерея
Юбилейные монеты США
Немецкие награды (1933 - 1945 гг.)
Шевроны РФ
Связь с нами
- Гостевая книга
- Карта сайта
- Обратная связь
Новости
Помощь сайту
Вы можете перечислить ЛЮБУЮ сумму на Яндекс.Деньги:
41001659186793
Мы Вконтакте.РУ

Саратовский нумизмат - группа Вконтакте.ру

Статистика




Рейтинг@Mail.ru
Главная > Монеты как история России > Часть 1. Серия 500-летие единого русского государства (Эпоха Петра I)

Часть 1. Серия 500-летие единого русского государства (Эпоха Петра I)


    Третья историческая серия монет из драгоценных металлов посвящена петровским преобразованиям - важнейшей вехе в истории дореволюционной России. Значение их состояло не только в том, что с ними связаны новая ступень в развитии государственности (Русское государство XVIII в. превратилось в великую европейскую державу - Российскую империю) и новшества во всех сферах жизни страны: социально-экономической, культурной, внешней, дипломатической. Громадные изменения произошли и в быту. В результате военной реформы, осуществленной Петром I, были созданы регулярные армия и флот. В итоге преобразований первой четверти XVIII в. Россия, до того являвшаяся захолустьем Европы, превратилась в великую державу, обладавшую первоклассными вооруженными силами и современной дипломатической службой, обеспечившей России включение в европейскую систему.


        "Флот Петра Великого" [129]

    Важнейшим событием времени правления Петра I (1682-1725) явилось превращение России в морскую державу, сопровождавшееся созданием мощных регулярных военно-морских флотов на Азовском и Балтийском морях. Русское государство в конце XVII в. единственная из крупных держав мира имела ограниченный выход к морю. Выход России на Балтику преграждала Швеция, Черноморское же побережье находилось в руках Османской империи (султанской Турции) и Крымского ханства. Подобное положение сдерживало дальнейшее нормальное экономическое и политическое развитие России.

    В 1637 г. донские казаки и запорожцы завоевали турецкую крепость в устье Дона (турки называли ее Саад-уль-Ислам, т.е. Оплот Ислама) и предложили ее во владение царю Михаилу Федоровичу Романову. Кроме того, казакам требовалась помощь, и они просили царя прислать московское войско. Однако Земский собор, собранный для решения этого вопроса, опасаясь войны с турецким султаном, от предложенной крепости (она получила название Азов) отказался. До 1642 г. удерживали казаки Азов, который вторично был предложен царю. Но новая война с Турцией была не по силам стране, еще не оправившейся от разорения долгого Смутного времени, и по приказу царя крепость была оставлена казаками, ее снова заняли турецкие войска.

    Весной 1695 г. Петр I начал войну с Турцией за выход России к Черному морю и возглавил операцию по осаде крепости Азов, которая преграждала выход в Азовское море. Кампания окончилась неудачно, крепость взять не удалось. Первый Азовский поход выявил просчет русского командования, которое полагалось исключительно на сухопутные силы, так как флота в России не было. При подготовке Второго Азовского похода перед царем встала задача создания регулярного военно-морского флота для борьбы с Османской империей за выход к южным морям.

    В течение одной лишь зимы на заложенных в Воронеже сухопутных судоверфях в 1694-1695 гг. трудом тысяч крестьян, мастеровых людей и солдат была построена целая флотилия, которая была, затем снаряжена и по рекам проведена к Азовскому морю. Воронеж не случайно был избран для кораблестроительных работ. Проживающее здесь население издавна строило речные суда для плавания по Дону. Для постройки судов Петром были приглашены на русскую службу иностранные военные инженеры и минеры. Выстроенная флотилия состояла из более тысячи стругов, 2 многопушечных галеасов "Апостол Петр" и "Апостол Павел", 22 галер и 4 брандеров. Первый отряд из 8 галер покинул Воронеж 3 мая 1696 г. Отрядом кораблей командовал шкипер Петр Алексеев, т.е. Петр I, державший свой флаг на галере "Принципиум". А 16 июня 1696 г. началась вторая осада Азова, которая закончилась 18 июля взятием крепости. Выход России к Азовскому морю был открыт. По перемирию 1700 г., заключенному перед началом Северной войны в Константинополе, Россия получила северное побережье Азовского моря с Азовом и Таганрогом, а также часть земель по реке Днепр. Однако в 1711 г. после неудачного Прутского похода русских войск крепость Азов и вновь приобретенные земли в Причерноморье были возвращены Турции.

    Для вовлечения в антитурецкую коалицию Англии и Голландии Петр в составе русского "Великого посольства" неофициально отправляется в 1697-1698 гг. в Западную Европу. В Англии, в Дерптфорде, на королевской верфи он под именем бомбардира Преображенского полка Петра Михайлова в течение трех месяцев изучает азы кораблестроения и кораблевождения, в Голландии на Зандамской судостроительной верфи города Саардам в течение четырех с половиной месяцев совершенствует навыки в кораблестроении.

    Возвратившись на родину, царь приступает к возвращению исконно русских приднепровских и прибалтийских земель, захваченных Швецией по заключенному в 1617 г. Столбовскому миру при царе Михаиле. Возвращение восточного побережья Балтийского моря и выхода к Балтийскому морю, включение России в систему европейских государств стали исторической необходимостью. Решить эту задачу было возможно путем военной борьбы с Швецией - в августе 1700 г. Россия объявила войну Швеции.

    Первые победы регулярного русского флота над шведами в начавшейся Северной войне (1700-1721) были одержаны в Архангельске, на Ладожском и на Чудском озерах, в устье Невы. Отважные русские моряки на простых гребных судах-баркасах атаковывали военные суда шведов и поражали их.

    Сознавая, что без флота Невой и ее устьями не овладеть, Петр решил строить верфь в устье реки Сясь, впадающей в Ладожское озеро. В сентябре 1702 г. два фрегата уже были спущены на воду. В 1703 г. были построены Олонецкие верфи (Лодейное поле), на которых в том же году были заложены 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин. Работами руководил сам царь Петр. Корабли русского флота отличались быстротой хода, прочностью и устойчивостью корпуса, хорошей маневренностью и, кроме того, были красивы и искусно украшены.

    В 1705 г. на левом берегу Невы было завершено строительство первого петербургского предприятия - судостроительной верфи Адмиралтейства. Адмиралтейство одновременно было и крепостью с 5 бастионами, защищавшими подступы к левому берегу Невы и перекрывавшими артиллерийским огнем речной фарватер. Под защитой бастионов находились 10 эллингов и стапелей, на которых можно было строить суда длиной до 25 м. На первом этапе здесь сооружались мелкие суда. В Адмиралтействе начали одновременно строить 34 бригантины. В 1706 г. были спущены первенцы Адмиралтейства - 18-пушечный корабль "Прам" и яхта "Надежда". В декабре 1709 г., после Полтавской победы, на Адмиралтействе был заложен линейный (т.е. судно с прямым парусным вооружением, которое имело не менее 50 пушек и могло сражаться в линии) корабль "открытого моря" (Балтийского флота) - 54-пушечная "Полтава", спущенный на воду в 1712 г. Свое название корабль получил в честь славной победы русской армии в Полтавской битве, на его корме были вырезаны аллегорические фигуры, прославлявшие полтавскую победу. Царь также руководил сооружением на адмиралтейской верфи 90-пушечного корабля "Лесков", спущенного на воду в 1718 г., и 64-пушечного корабля "Ингерманланд" (1715 г.). Последний был лучшим по своим мореходным качествам линейным кораблем петровского времени. Он строился корабельным мастером Р. Козенца под личным наблюдением Петра и был одним из самых любимых кораблей царя. "Ингерманланд" участвовал в кампаниях 1716, 1718, 1719 и 1723 гг. на Балтийском море под вице-адмиральским штандартом (флагом) Петра I.

    Создание в самые сжатые сроки мощного русского военно-морского флота на Финском заливе послужило началом к овладению побережьем Балтийского моря. В 1710 г. при участии флота были освобождены от шведов Аренсбург, Выборг, Пернов (Пярну), Рига, Ревель (Таллинн), Кекскольм (Корела), были заняты Моонзундские острова. А через три года, со взятием Гельсингфорса, шведы были окончательно выбиты из Финского залива. К 1714 г. русский флот на Балтийском море насчитывал уже 15 линейных кораблей, 5 фрегатов, 99 больших галер и малых галер (скампавей). К концу царствования Петра I военно-морской флот на Балтике состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигала 28 тыс. человек. Россия встала в один ряд с сильнейшими западноевропейскими морскими державами.

        "Петропавловская крепость. 1703 г." [130]

    В 1703 г. Россия овладела бассейном реки Невы. Необходима была крепость, которая позволяла бы контролировать Неву со стороны моря. Такую крепость было решено построить на небольшом труднодоступном невском острове Янни-Сари (Заячьем); она получила название Петропавловской. Крепость явилась историческим центром, вокруг которого, одновременно с ее строительством, было начато строительство города и порта. Дата закладки Петропавловской крепости - фортификационного сооружения начала XVIII в. — стала датой основания Санкт-Петербурга, будущей столицы Российской империи - 16 (27) мая 1703 г. и названной "Санкт-Питер-Бурх" (город Святого Петра).

    Первая русская периодическая газета "Московские ведомости" от 4 октября 1703 г. сообщает, что на строительстве, развернувшемся на берегах Невы, в тяжелых условиях трудилось "дцатцать тысяць подкошциков"-"работных людей" и солдат, согнанных согласно царскому указу из многих районов страны. Большую роль в сооружении крепости в столь короткий срок сыграло разделение строительства на участки, которыми, руководили видные государственные деятели и сподвижники Петра I: А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Н.М. Зотов, Ю.Ю. Трубецкой, К.А. Нарышкин. Их именами и были названы бастионы, кроме одного, который возводился под наблюдением самого Петра и получил наименование Государева. План крепости получил форму неправильного шестиугольника. Внешняя линия обороны состояла из шести выступающих бастионов, соединенных куртинами. Западные и восточные ворота надежно прикрывались дополнительными укреплениями - равелинами. Объемная композиция крепости основывалась на контрастном сопоставлении горизонтали равных по высоте оборонительных укреплений и единственной высотной доминанты - церкви во имя апостолов Петра и Павла, заложенной 29 июня 1703 г. в центре крепости, получившей название в быту - Петропавловская. Крестчатая в плане, она была срублена из бревен, что сближало ее с древнерусскими культовыми постройками. Торжественное освящение церкви состоялось 1 апреля 1704 г. в присутствии самого Петра I.

    Второй этап строительства крепости сопровождался заменой в 1706 г. по проекту первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини (около 1670-1734) земляных сооружений мощными каменными: земляные насыпи обкладывали камнем, высота бастионов, соединяющих стены крепости, достигла 12 метров, пушки теперь размещались в казематах с амбразурами, на территории крепости возводились каменные погреба для хранения пороха, казармы и другие здания. Перестройка крепости продолжалась с перерывами до 1740 г. В начале XVIII в. на восточном и западном концах острова появились дополнительные сооружения - равелины, прикрывавшие крепостные входы. Они названы в честь старшего брата Петра I Ивана Алексеевича - Иоанновским и в честь отца Петра I царя Алексея Михайловича - Алексеевским. Между равелинами и крепостью были прокопаны широкие рвы: Петровские, Невские, Васильевские, Никольские и Кронверкские. К 1780 г. крепостные стены и бастионы, обращенные к Неве, были облицованы гранитом.

    Следующий этап ознаменовался заменой деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла знаменитым Петропавловским собором. Строительство нового монументального здания собора по проекту архитектора Трезини при участии Ивана Устинова началось в 1712 г. и продолжалось более 20 лет. Внутренняя отделка здания была завершена только в 1733 г., в том же году собор был освящен, но стройный деревянный (замененный в 1857-1858 гг. на металлический) позолоченный шпиль высотой 122,5 м блистал уже при Петре. Петропавловский собор, построенный в стиле раннего барокко, является уникальным памятником архитектуры начала XVIII в. Интерьер собора отличается праздничностью и торжественностью. Росписи на стенах собора имитируют мрамор. На стенах под окнами расположены 18 исполненных маслом на холстах картин на евангельские сюжеты. Украшением собора является великолепный деревянный иконостас, выполненный по рисункам архитектора Ивана Петровича Зарудного; он представляет собой как бы триумфальную арку - памятник победы России в Северной войне.


Читайте также:

Часть 1. Серия 500-летие единого русского государства (Эпоха Петра I)

Часть 2. Серия 500-летие единого русского государства (Эпоха Петра I)

Часть 3. Серия 500-летие единого русского государства (Эпоха Петра I)

наверх
Если Вы давно мечтаете повысить свои знания в области коллекционирования и проводите много времени в поисках информации, то советую Вам купить мой DVD-диск "Нумизматика на DVD". Это более 150 книг по разным направлениям нумизматики, а также содержание диска дополняет интересные книги по фалеристики, филателии и прочее.
Нумизматика на DVD. Более 150 книг по монетам

Чтобы скачать каталог-справочник бесплатно

Реклама