МОНЕТЫ и НАГРАДЫ РОССИИ
Навигация
Монеты и награды России
Новости сайта
О проекте
Юбилейные Царские монеты
Юбилейные монеты СССР
Статьи про монеты и награды
Награды РФ
Награды Православной Церкви
Монеты как история России
Скачать бесплатно книги по монетам
Ссылки
Фотогалерея
Юбилейные монеты США
Немецкие награды (1933 - 1945 гг.)
Шевроны РФ
Связь с нами
- Гостевая книга
- Карта сайта
- Обратная связь
Новости
Помощь сайту
Вы можете перечислить ЛЮБУЮ сумму на Яндекс.Деньги:
41001659186793
Мы Вконтакте.РУ

Саратовский нумизмат - группа Вконтакте.ру

Статистика




Рейтинг@Mail.ru
Главная > Монеты как история России > Часть 2. Серия 500-летие единого русского государства (Эпоха Петра I)

Часть 2. Серия 500-летие единого русского государства (Эпоха Петра I)


    Петропавловский собор на протяжении нескольких десятилетий служил усыпальницей русских императоров начиная от Петра I, который был похоронен в 1725 г. в еще недостроенном соборе, и кончая Александром III, а также великих князей - представителей Дома Романовых.

     Долгие годы в соборе, прославляя военные подвиги на благо Отечества, военную мощь страны и абсолютную власть российских императоров, хранились военные реликвии - трофейные знамена, штандарты, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками во время войн со Швецией и Турцией в XVIII в. В течение XVIII и XIX вв. на территории крепости были построены здания различного назначения: Ботный домик, Артиллерийский цейхгауз, Инженерный деловой двор, Комендантский дом, здания Монетного двора, Гауптвахты и другие.

    Монетный двор, занимающийся чеканкой государственной монеты, был основан согласно именному Указу Петра I от 15 марта 1719 г. и Указу 1721 г.Успешное окончание Северной войны позволило Петру I претворить в жизнь давний его замысел организовать в северной столице монетное производство. Из Москвы в Санкт-Петербург для вновь учрежденного в Петропавловской крепости "денежного двора" были доставлены специальное оборудование и принадлежности для производства монеты. Чеканка первых монет, а это были серебряные рубли, началась в 1724 г., позднее была начата чеканка из покупаемого золота и золотых монет. Создание Монетного двора непосредственно в Санкт-Петербурге явилось политическим актом, утверждавшим полный статут города как столицы Российской империи.

    В 1799 г. было решено построить в Петропавловской крепости новое специальное здание Монетного двора по проекту архитектора А.Порто; чертеж этого здания был утвержден лично императором Павлом I. Монументальное и торжественное здание Монетного двора было выстроено и пущено в эксплуатацию к 1805 г. На Санкт-Петербургском монетном дворе чеканились золотые, серебряные (в том числе и памятные), платиновые и медные монеты. С 1876 г. чеканка всей государственной металлической монеты осуществлялась только на Монетном дворе в Петропавловской крепости. Монетный двор в Петропавловской крепости действует и поныне; на нем изготавливают не только разменные и памятные монеты, но и награды - ордена и медали, значки и настольные памятные медали.

    Петропавловской крепости не суждено было сыграть активную роль оборонительного сооружения Санкт-Петербурга - враги России никогда не были допущены к стенам крепости.


        "Памятник Петру I" [132]

    На XX европейской нумизматической конвенции, проходившей в январе 1991 г. в Базеле, 100-рублевой монете "Памятник Петру I" присуждено первое место в классе золотых коллекционных монет с вручением приза 20-франковой золотой швейцарской монеты "Вренель" со специальным сертификатом.

    Воспетый Пушкиным "Медный всадник", памятник, посвященный Петру I, который находится в Санкт-Петербурге, стал важнейшей частью ансамбля невских набережных. Памятник Петру I стал первым памятником Санкт-Петербурга и его художественным символом. К работе над монументом был привлечен крупный французский ваятель Этьен Фальконе (1716-1791), который приехал в Россию в 1766 г. и вскоре начал разработку эскизов монумента, ставшего наиболее совершенным творением мастера. Весной 1767 г. была готова малая модель будущего памятника, а 1 февраля следующего года мастер приступил к изготовлению большой модели. Несколько лет ушло на выполнение модели статуи в полную величину, которая была закончена весной 1770 г. и выставлена для обозрения петербургской публики. Большую помощь ваятелю оказала его талантливая ученица Мари-Анн Колло (1748-1821), которая вылепила модель головы Петра.

    По выполненной в натуральную величину модели была сделана в 1775-1777 гг. бронзовая отливка. Отливкой конной статуи императоpa руководил сам Фальконе. В этом ему помогали скульптор Ф.Г. Гордеев, артиллерийский литейщик Петербургского арсенала Е.М. Кайлов (Хайлов). Фальконе провел в России 12 лет. Но, устав ждать окончательной установки и освящения памятника, которые все откладывались, в 1778 г. Фальконе вернулся во Францию. После отъезда Фальконе всеми работами по установке памятника и окончательной отделкой пьедестала в виде гигантского гранитного монолита руководил архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. Памятник был открыт спустя четыре года после отъезда французского ваятеля; он был установлен у Невы на Сенатской площади.

    По замыслу самого Фальконе памятник Петру I необходимо было установить на "дикую скалу". Для отыскания соответствующего камня были предприняты две экспедиции, пока, наконец, в окрестностях Петербурга в лесу вблизи местечка Конная Лахта не отыскался огромный камень-скала, названный местными жителями Гром-камнем из-за того, что ударившая в него некогда молния оставила на нем свой след - расселину. С Гром-камнем связано предание, что сам Петр I с высоты этого исполина, весом около 1600 т и высотой 9 м, обозревал окрестности, выбирая место, "где будет город заложен" - будущий Санкт-Петербург. Доставка Гром-камня, сначала по суше до Финского залива, а затем по воде на специально построенном для такого случая судне, к месту сооружения памятника на Сенатской набережной заняла два года с 1768 по 1770 г. Событие это было столь неординарно, что была отчеканена памятная медаль" на привезение в Санкт-Петербург монолита под монумент Петра Великого". На оборотной стороне этой медали, выполненной медальером П.Л. Брусницыным (учеником Г. Губе), изображен момент подвижки каменной глыбы. "Дерзновению подобно" - гласила надпись на медали.

    Фигура основателя Петербурга, созданная Фальконе, исполнена благородства и величия. Скульптор изобразил императора верхом на вздыбленном коне, взлетевшим на вершину крутой скалы. Статуя лишена обычных для искусства той поры атрибутов власти, которые часто вводились в композицию монументов, изображающих императоров и героев. Петр I в тунике, на его плечи накинут длинный римский плащ, скрепленный на плече застежкой и ниспадающий на круп коня, к поясу прикреплен меч, вложенный в простые, не имеющие богатой отделки ножны. И только лавровый венок покоится на голове Петра как традиционный символ славы. Седлом Петру служит звериная шкура. Под копытами коня извивается змея, олицетворяющая силы, противоборствующие прогрессивным петровским начинаниям. Памятник имеет всего три точки опоры, в чем выразилось мастерство французского ваятеля. Все в творении Фальконе подчинено раскрытию образа царя-реформатора - гордая поза всадника, взгляд, устремленный вдаль, правая рука царя, указывающая на невские берега, на которых стоит его творение - град Петров, вздыбленный конь, топчущий змею.

    По личному приказу Екатерины II открытие памятника было приурочено к торжественной дате - 100-летнему юбилею воцарения Петра I на российском престоле и стало ее личным триумфом. Едва вступив на российский престол, Екатерина II объявила себя преемницей Петра I. Возводя величественный памятник Петру Великому, она прекрасно понимала, что тем самым увековечивает себя наравне с царем-преобразователем. 7 августа 1782 г. при большом стечении народа,при выстроенных войсках - гвардейских Преображенском, Измайловском, Бомбардирском, Семеновском и лейб-гвардии Конном полках - величественный монумент с начертанным на нем посвящением "Петру Перьвому Екатерина Вторая. Лта 1782" был открыт. По случаю открытия памятника Петру I были отчеканены четыре памятные медали.

        "Церковь Архангела Гавриила" [131]

    Церковь архангела Гавриила в Москве (второе ее название - Меншикова башня) является замечательным памятником архитектуры русского барокко начала XVIII в. Построена она крупнейшим зодчим, скульптором и живописцем, резчиком по дереву, украинцем по происхождению, Иваном Петровичем Зарудным (умер предположительно в 1727 г.), по заказу Александра Даниловича Меншикова. Отсюда второе название церкви - Меншикова башня. Новая церковь была построена на приобретенных "светлейшим" князем владениях в Москве, взамен обветшалой деревянной церкви св. Гавриила в Мясниках (первое упоминание о которой приходится на 1551 г.), в сжатые сроки - в течение 1704-1707 гг. Меншиков решил возвести в своей усадьбе рядом с Поганым прудом храм, который прославил бы его среди потомков. С Поганым прудом связано интересное предание. Свое название - Поганый - пруд получил из-за того, что рядом с ним были расположены бойни, зловонные отходы от которых стекали в пруд, на что владельцу усадьбы и пруда не преминул указать Петр I. Пруд по приказу "светлейшего" был очищен немедленно и получил свое новое название - Чистый.

    Меншикова башня была построена по типу церкви "под колоколы", т.е. со звонницей в основании барабана главы, и являлась самым высоким сооружением в Москве петровского времени (85 м). "Сестра Ивана Великова" называли ее москвичи. Меншикову башню отличали новизна и оригинальность приемов в решении архитектурной задачи - создать здание выше колокольни Ивана Великого и тем подчеркнуть превосходство нового над старым. Новыми были также внешний и внутренний вид церкви. Архитектурное решение нижней части Меншиковой башни, являющейся по существу собственно церковью, несет в себе светское начало, церковь больше напоминает дворец знатного вельможи. В работах по наружной облицовке, а также создании внутреннего убранства церкви принимали участие итальянские лепщики и декораторы Д.-М. Фонтана, Г. Квадро, Л. Руска, К. Феррара, Ж.-М. Фонтен, а также мастера из южной Швейцарии. Не случайно фасадам и внутреннему убранству церкви, которые отличаются пышной декоративной отделкой, присущи черты итальянского барокко. Богатая лепнина, роскошная живопись и скульптура составляли единое целое с гармоничными архитектурными формами храма. Церковь поражала современников своей легкостью и праздничностью.

    Первоначально над башней колокольни возвышался высокий шпиль с позолоченной фигурой летящего архангела Гавриила с крестом. На колокольне были установлены специально привезенные из Англии часы с курантами и 50 колоколов. Колокола и фигура архангела вместе со шпилем погибли во время пожара, вспыхнувшего 14 июня 1723 г. от удара молнии в шпиль церкви, упавшие колокола разрушили своды церкви. Меншиков к этому времени переехал в Санкт-Петербург, где Петр I назначил его губернатором столичного города, и к выстроенной в его московских владениях церкви потерял всякий интерес. Долгое время полуразрушенный храм не восстанавливался. Только в 1780 г. он был восстановлен масонами, жившими поблизости, но уже без одного яруса, знаменитого шпиля и фигуры архангела. Работами по перестройке Меншиковой башни руководил московский архитектор Г.З. Измайлов. Был сделан новый свод, который завершался главой с крестом; храм заново расписали, но живописные композиции были сделаны не по православным канонам, а носили мистический характер. В начале XIX в.рядом была пристроена "колокольная" церковь Федора Стратилата. В 1821 г. храм отошел к почтовому ведомству, а в 1872 г. стал обычной приходской церковью. В настоящее время здесь находится подворье Антиохийского Патриархата.


        "Полтавская битва. 1709 г." [133]

    После разгрома Речи Посполитой и превращения ее в свою полуколонию Карл XII начал подготовку похода на Россию. В замыслы шведского короля входило занять Москву, свергнуть Петра I, присоединить к Швеции весь север России, а остальные территории, разделив на мелкие княжества, отдать Речи Посполитой и Турции. Летом 1708 г. армия Карла XII вторглась в Россию. Однако ее продвижение сразу столкнулось с большими трудностями, так как русские, отступая, оставляли после себя лишь выжженную землю. Большие трудности создавали шведским войскам действия партизанских отрядов русской армии и украинского населения. Карл XII был вынужден отказаться от прямого похода на Москву, повернул на Украину и осадил крепость Полтаву. Под Полтавой 27 июня 1709 г. состоялось генеральное сражение между русскими и шведскими армиями, которое решило исход всей войны и закончилось полным поражением шведов. Остатки разгромленной армии во главе с королем бежали на запад, где намеревались форсировать Днепр. Окончательно шведская армия была разбита у Переволочны. Лишь горстке шведов удалось избежать плена и укрыться во владениях турецкого султана.

    Полтавская победа русской армии над сильнейшей, считавшейся до того времени непобедимой шведской армией высоко подняла авторитет России и ее армии. В этой битве раскрылся полководческий талант Петра I. Русский историк С.М. Соловьев писал, что полтавская победа "была одним из величайших всемирно-исторических событий: могущество Швеции, созданное искусственно, посредством завоеваний, было сокрушено; исчезла завеса, скрывавшая Россию от остальной Европы, и пред народами Запада явилось новое, обширное и могущественное государство, умевшее победить вождя и войско, считавшихся до сих пор непобедимыми. При громе полтавской победы родился для Европы, для общей европейской жизни новый великий народ; но и не один народ: при громе этой битвы родилось целое новое племя, племя славянское, нашедшее себе достойного представителя, при помощи которого могло подняться для сильной и славной исторической жизни".


Читайте также:

Часть 1. Серия 500-летие единого русского государства (Эпоха Петра I)

Часть 2. Серия 500-летие единого русского государства (Эпоха Петра I)

Часть 3. Серия 500-летие единого русского государства (Эпоха Петра I)

наверх
Если Вы давно мечтаете повысить свои знания в области коллекционирования и проводите много времени в поисках информации, то советую Вам купить мой DVD-диск "Нумизматика на DVD". Это более 150 книг по разным направлениям нумизматики, а также содержание диска дополняет интересные книги по фалеристики, филателии и прочее.
Нумизматика на DVD. Более 150 книг по монетам

Чтобы скачать каталог-справочник бесплатно

Реклама