МОНЕТЫ и НАГРАДЫ РОССИИ
Навигация
Монеты и награды России
Новости сайта
О проекте
Юбилейные Царские монеты
Юбилейные монеты СССР
Статьи про монеты и награды
Награды РФ
Награды Православной Церкви
Монеты как история России
Скачать бесплатно книги по монетам
Ссылки
Фотогалерея
Юбилейные монеты США
Немецкие награды (1933 - 1945 гг.)
Шевроны РФ
Связь с нами
- Гостевая книга
- Карта сайта
- Обратная связь
Новости
Помощь сайту
Вы можете перечислить ЛЮБУЮ сумму на Яндекс.Деньги:
41001659186793
Мы Вконтакте.РУ

Саратовский нумизмат - группа Вконтакте.ру

Статистика




Рейтинг@Mail.ru
Главная > Монеты как история России > Часть 1. Серия 500-летие единого русского государства (Россия в XIX в.: история и культура)

Часть 1. Серия 500-летие единого русского государства (Россия в XIX в.: история и культура)


    В истории России XIX в. является особым столетием. Это время чрезвычайно насыщено знаменательными событиями как в области внутренней, так и внешней политики. Начало века было ознаменовано суровым испытанием - Отечественной войной 1812 г. и последовавшими за ней освободительными походами русской армии в Европу в 1813-1814 гг. Патриотический подъем всколыхнул все слои русского общества. Культура первой половины XIX в., складывавшаяся в этот период, достигла блистательного расцвета. Вторая половина века была ознаменована освобождением крестьян от крепостной зависимости и вступлением России на путь капиталистического развития. Это было время оформления русской нации, что и придало необычайный подъем русской науке и культуре, многие представители которых стали достоянием не только отечественной, но и мировой цивилизации.


        "Большой театр. 1825 г." [151]

    Датой основания московского Большого театра - одного из старейших театров России, гордости русской культуры - принято считать 17 (28) марта 1776 г., когда московский губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов (1733-1813), страстный любитель театра, получил правительственную привилегию содержать театральную антрепризу в Москве. Вместе с выходцем из Англии М.Г. Медоксом (Медокс Меккол Медокс, 1747-1822) он создал первую профессиональную постоянную труппу актеров. Первый спектакль состоялся в доме на Знаменке, в "Знаменском оперном доме, как называли его современники, деревянной пристройке к дому графа Р.И. Воронцова. 26 февраля 1780 г. во время представления трагедии выдающегося писателя-драматурга А.П. Сумарокова "Дмитрий Самозванец" по неосторожности служителя Знаменский театр сгорел. Следует сказать, что в истории Большого театра это был не последний пожар.

    Одним из условий правительственной привилегии на театральную антрепризу в Москве было строительство каменного театрального здания. Для этой цели Урусовым и Медоксом была куплена земля на правом берегу реки Неглинки. После пожара в Знаменском театре Урусов, понесший большие убытки, был вынужден уступить Медоксу свои права на полученную привилегию. Медоксу, энергичному, предприимчивому человеку, большой доход приносили увеселительные зрелища - праздничные гуляния, фейерверки и театральные представления, устраиваемые для московской публики в принадлежащих ему домах и садах. На полученные денежные средства всего за пять месяцев по проекту архитектора Х.И. Розберга было построено каменное трехэтажное здание так называемого старого Петровского театра (свое название театр получил по местоположению на ул. Петровка), открытие которого состоялось 30 декабря 1780 г. спектаклем "Странники" сочинения А.О. Аблесимова и балетом-пантомимой "Волшебная школа" Л. Парадиза.

    22 октября 1805 г. здание старого Петровского театра сгорело. Еще раньше, в 1789 г., Медокс разорился и отошел от театральной деятельности, а театр в том же году перешел в ведение Опекунского совета. Заслуги Медокса перед русским театром не были забыты, ему была назначена пожизненная пенсия в размере 3 тыс. руб. С 1806 по 1808 г. труппа театра, ставшего к этому времени правительственным учреждением, давала спектакли в знаменитом доме А.И.Пашкова на углу Моховой и Большой Никитской улиц. А 13 апреля 1808 г. на Арбатской площади было открыто здание для нового императорского театра, построенное по проекту К.И. Росси. Здание было деревянным и сгорело в огне московских пожаров 1812г.

    Решение возобновить Петровский театр было принято в 1816 г., когда был утвержден "Новый проектировочный план города Москвы". Новое каменное здание - Большой Петровский театр - было построено в 1821-1824 гг. на месте старого Петровского театра виднейшим московским архитектором, зодчим послепожарной Москвы, Осипом Ивановичем Бове (Иосиф Джованни Бова, 1784-1834). Торжественное открытие театра состоялось 6 (18) января 1825 г. представлением пролога "Торжество Муз" поэта М.А. Дмитриева с музыкой А.А. Алябьева и А.Н. Верстовского и сочинением Ф. Сора - балетом "Сандрильона". По своей величине театр стал вторым в Европе после миланского театра "Ла Скала".

    В 1853 г. театр сильно пострадал от пожара. Было решено приступить к строительству нового здания, которое длилось один год и четыре месяца (1855-1856). В своей работе главный архитектор императорских театров Альберт Катеринович Кавос (1800-1863) использовал оставшиеся от прежнего здания наружные стены и колонны переднего фасада. Сохранив в целом планировку, он увеличил высоту и пропорции здания, воздвиг второй большой фронтон-колонного портика. В 1856 г. фасад театра украсила знаменитая медная скульптурная группа - Аполлон и четверка вздыбленных лошадей ("Квадрига Аполлона"), которая заменила прежнюю, гипсовую, погибшую в огне пожара театра 1853 г. Квадрига Апполона была изготовлена по модели скульптора Клодта на заводе герцога Лейхтенберского в Санкт-Петербурге.

        "Триумфальная арка" [152]

    Триумфальная арка в Москве - памятник славы русского оружия, воинской доблести и славы, выдающееся произведение архитектуры и ваяния, воздвигнутое в ознаменование победы России над наполеоновскими захватчиками в Отечественной войне 1812 г. Вначале деревянные Триумфальные ворота былы возведены в середине 1814 г. на Тверской улице к торжественной встрече русских войск, возвращающихся из Западной Европы после победы над Наполеоном. Они простояли на этом месте до 1826 г. Взамен временных обветшавших ворот была сооружена монументальная каменная арка по проекту архитектора Бове, повторяющая тип римских триумфальных арок.

    Московская Триумфальная арка с двумя павильонами кордегардий по бокам, соединенных с аркой полукруглыми решетками, была воздвинута на новом месте, в конце Большой Тверской улицы, у Тверской заставы (ныне площадь Белорусского вокзала) при въезде в Москву из Петербурга. Торжественная закладка Триумфальной арки состоялась 17 августа 1829 г. Возведение арки из-за недостатка денежных средств продолжалось пять лет. Открытие Триумфальной арки состоялось 20 сентября 1834 г. (уже после кончины ее создателя, умершего от горячки 16 июня 1834 г.). Это однопролетная, облицованная белым камнем арка на гранитном постаменте с чугунными 12-метровыми коринфскими колоннами, в нишах между каждой парой колонн на высоких постаментах стоят фигуры древнерусских воинов в кольчугах и шлемах, с наброшенными на плечи плащами, держащие в руках щиты и копья, над ними - бронзовые горельефы "Побиение двунадесяти языков", "Изгнание галлов из Москвы", "Освобождение Москвы" и т.д. Над карнизами застыли сидящие аллегорические статуи "Храбрость" и "Твердость", у ног которых лежат военные доспехи. Арку, высота которой составляет 28 м, венчает скульптурная чугунная колесница Славы с шестеркой лошадей, которой управляет крылатая богиня Победы. Скульптуры для арки были выполнены русскими ваятелями Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым.

    В 1936 г. при проведении реконструкции площади арка с кордегардиями и кованной оградой, простоявшая у московской Тверской заставы 102 года, была разобрана. Скульптуры хранились в филиале Музея русской архитектуры имени А.В.Щусева - бывшем Донском монастыре. Группой работников музея под руководством архитектора Н.Н.Соболева были проведены обмеры памятника и составлена соответствующая документация, что в 1966 г. позволило воссоздать его на Кутузовском проспекте вблизи музея-панорамы "Бородинская битва". На арке установлены две доски с надписями, первая напоминает потомкам, что "Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминаний торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков", на второй приведены слова из приказа М.И. Кутузова: "Славный год сей минул. Не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги наши, потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска!... Каждый из вас есть спаситель Отечества!" 6 ноября 1968 г. состоялось торжественное открытие арки.

    Кроме того, на серебряной монете имеется изображение серебряного полуторарублевика 1839 г., который был отчеканен по случаю установления памятника-часовни на Бородинском поле в честь победы России в Отечественной войне 1812 г.


        "Исаакиевский Собор" [153]

    Исаакиевский собор - замечательный памятник русской архитектуры первой половины XIX в. История одного из величайших культовых зданий началась 30 мая 1710 г. с сооружения близ Адмиралтейства деревянной церкви. Церковь строилась в честь Петра I, день рождения которого приходился на день празднования памяти легендарного византийского монаха святого Исаакия Далматского. 6 августа 1717 г. по проекту выдающегося архитектора Г.-И. Маттарнови было начато строительство каменного храма, возведение которого завершено после смерти Петра I. В 1727 г. старая деревянная церковь была разобрана, а 21 апреля 1735 г. сгорел от молнии каменный храм. В 1768 г. по повелению Екатерины II архитекторы С.И.Чевакинский и А.Ринальди приступили к постройке нового храма из мрамора, сооружение которого было остановлено смертью русской императрицы. В 1802 г. в царствование Павла I собор был достроен В.Ф. Бренном (1802 г.) и 30 мая 1802 г. освящен. Год спустя, 16 мая, в соборе состоялось богослужение по случаю торжеств в честь 100-летнего юбилея основания Санкт-Петербурга. Присутствовавший на богослужении император Александр I обратил внимание на неудачно построенное здание храма и повелел перестроить его.

    Был объявлен конкурс на разработку проекта нового собора, в котором приняли участие виднейшие архитекторы того времени. Но война 1812-1814 гг. приостановила проектные работы. В 1817 г. объявлен новый конкурс. Победил проект профессора А.И. Мельникова. Однако в феврале 1818 г. император Александр I утвердил проект только что приехавшего из Парижа талантливого рисовальщика, но пока что малоопытного архитектора - Огюста Рикара де Монферрана (1786-1858). Старый собор был разобран. Постройка собора по проекту Монферрана, начатая 26 июля 1819 г., через некоторое время была приостановлена из-за ряда ошибок в проекте и производстве работ. В 1825 г. строительство возобновлено уже по исправленному проекту, представленному комиссией при участии А.А. Бетанкура, К.И. Росси, В.П. Стасова, А.А. Михайлова, А.И. Мельникова. Собор в основном был закончен в 1842 г., а освящен только 30 мая 1858 г. В память торжественной церемонии освящения Исаакиевского собора было отчеканено несколько памятных медалей.

    Фасад собора облицован серым мрамором. Во внутренней отделке применены многие породы ценных камней - лазурит, малахит, порфир, яшма и мраморы разнообразнейших оттенков. Богатейшее внутреннее декоративное убранство дополняют многочисленные живописные и мозаичные картины на стенах и сводах, скульптуры и барельефы, отлитые из бронзы, и затем вызолоченные детали оформления собора. Авторы живописных и мозаичных картин крупнейшие русские художники К.П. Брюллов, Ф.А Бруни, В.К. Шебуев, П.В. Басин, Т.А. Нефф. Скульптуры и барельефы исполнены по моделям известных ваятелей И.П. Витали, Н.С. Пименова, А.В. Логановского, П.К. Клодта и других выдающихся мастеров того времени.

    Позолоченный купол Исаакиевского собора, поднимающийся на высоту 101,5 м и являющийся одним из первых металлических куполов в Европе, стал неотъемлемой частью силуэта города на Неве, так же как и шпиль Адмиралтейства и колокольня Петропавловского собора.


Читайте также:

Часть 1. Серия 500-летие единого русского государства (Россия в XIX в.: история и культура)

Часть 2. Серия 500-летие единого русского государства (Россия в XIX в.: история и культура)

Часть 3. Серия 500-летие единого русского государства (Россия в XIX в.: история и культура)

наверх
Если Вы давно мечтаете повысить свои знания в области коллекционирования и проводите много времени в поисках информации, то советую Вам купить мой DVD-диск "Нумизматика на DVD". Это более 150 книг по разным направлениям нумизматики, а также содержание диска дополняет интересные книги по фалеристики, филателии и прочее.
Нумизматика на DVD. Более 150 книг по монетам

Чтобы скачать каталог-справочник бесплатно

Реклама