МОНЕТЫ и НАГРАДЫ РОССИИ
Навигация
Монеты и награды России
Новости сайта
О проекте
Юбилейные Царские монеты
Юбилейные монеты СССР
Статьи про монеты и награды
Награды РФ
Награды Православной Церкви
Монеты как история России
Скачать бесплатно книги по монетам
Ссылки
Фотогалерея
Юбилейные монеты США
Немецкие награды (1933 - 1945 гг.)
Шевроны РФ
Связь с нами
- Гостевая книга
- Карта сайта
- Обратная связь
Новости
Помощь сайту
Вы можете перечислить ЛЮБУЮ сумму на Яндекс.Деньги:
41001659186793
Мы Вконтакте.РУ

Саратовский нумизмат - группа Вконтакте.ру

Статистика




Рейтинг@Mail.ru
Главная > Монеты как история России > Часть 2. Серия 500-летие единого русского государства (Россия в XIX в.: история и культура)

Часть 2. Серия 500-летие единого русского государства (Россия в XIX в.: история и культура)


        "Л.Н. Толстой" [154]

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - великий русский писатель, гордость России. На реверсе монеты расположено изображение Л.Н. Толстого и факсимиле писателя. Л.Н. Толстой оказал огромное влияние не только на русскую культуру, но и на мировой культурный процесс. Им созданы такие шедевры, как "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", "Детство", "Отрочество", "Юность", повести "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Поликушка", "Отец Сергий", пьесы "Живой труп", "Власть тьмы", "Плоды просвещения" и др. А его знаменитый, начатый около двадцати лет и продолжавшийся до самой смерти "Дневник" - это своего рода "кардиограмма" духовной жизни великого человека, удивительно точная, потрясающая своей откровенностью и мучительными поисками истины.

    Толстой рано потерял своих родителей: мать умерла, когда ему не было еще двух лет; когда потерял отца, ему было девять лет - эта смерть "как будто в первый раз открыла ему горькую истину и наполнила душу отчаянием". Родители оставили ему не только старый дом в Ясной Поляне, но и богатейшую наследственность - двойной род (Толстые - отцовская линия, Волконская - материнская), очень знатный, старинный, происходивший от Рюрика, имевший в своей хронике сподвижников Петра Великого, генералов Семилетней войны, героев наполеоновских войн, декабристов, политических ссыльных; оставили семейные воспоминания, которым Толстой обязан рождению некоторых образов в романе "Война и мир": это старый князь Волконский, его дед по матери, представитель екатерининской знати, вольтерианской и деспотической; князь Николай Григорьевич Волконский, двоюродный брат его матери, раненный под Аустерлицем и подобранный на поле сражения на глазах Наполеона, как князь Андрей; его отец, имевший несколько общих черт с Николаем Ростовым, проделал наполеоновскую кампанию и был пленным во Франции; его мать, очевидно, послужила прототипом княжны Марьи (кроткая дурнушка с прекрасными, сияющими добротой глазами).

    Духовный рост Толстого был сложным и противоречивым. Он прошел через "пустыню отрочества". Он был одинок уже тогда. Один на один с самим собой, своими мучительными, бешеными страстями, со своим работающим на пределе возможного мозгом. За один только год пробует на себе все системы: как стоик, переносит физические страдания; как эпикуреец ударяется в разгул, потом верует в переселение душ, доходит до безумного отрицания всего и вся. "Бог дал мне все... богатство, имя, ум, благородные стремления... Я не сделал никакого преступления, но я сделал хуже: я убил свои чувства, свой ум, свою молодость. Была ли во мне какая-нибудь сильная страсть, которая бы извинила меня? Нет!..." - это слова князя Нехлюдова из "Записок маркера" (1856), двойника Толстого, который кончает самоубийством в игорном притоне. Князь Нехлюдов - любимый псевдоним Толстого. Он обозначает разных лиц в "Отрочестве" и "Юности", во "Встрече в отряде", "Люцерне", "Воскресении". Это различные воплощения Толстого в том, что он имеет лучшего и худшего.

    Толстой остро переживал разрыв с той средой, к которой принадлежал по рождению и воспитанию. Тонко и беспощадно рисует он ничтожество, лживость, праздность великосветских душ в романе "Война и мир". Бремя греха порой непосильно даже для них самих. Вот вопль князя Василия: "Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и все для чего? Мне шестой десяток, мой друг... Все кончится смертью, все. Смерть ужасна...".

    Смерть в 1860 г. любимого брата Николая потрясла Толстого, "пошатнула его веру в добро, во все", заставила отрицать искусство. "Искусство есть ложь, а я уже не могу любить прекрасную ложь..." (письмо Фету, 17 октября, 1860). Через несколько месяцев им был создан шедевр "Поликушка". Но все же Толстой недоволен собой, утомлен... "И я бы... пришел... к отчаянию... если бы у меня не было еще одной стороны жизни, не изведанной еще мною и обещавшей мне спасение - это была семейная жизнь". Предчувствие спасения выразилось еще в 1859 г. в мистерии любви "Семейная жизнь". Софья Андреевна Берс, будущая графиня Толстая, но сейчас ей всего 17, а ему за тридцать. Толстой три года боролся с собой. В "Анне Карениной" в сцене объяснения Кити и Левина - подлинные переживания Толстого и Софьи Андреевны, Толстой показал свой интимный "Дневник" невесте, и, подобно Кити, юная Софья Андреевна испытала горькое страдание. 23 сентября 1862 г. брак был заключен. Это начало важнейшей эпохи в жизни Толстого, длившейся до последнего его часа. "Счастье семейное поглощает меня" - "Мне так хорошо, так хорошо, так ее люблю"... ("Дневник", 5 января и 8 февраля 1863 г.). В этот период созданы "Война и мир" (1864-1869 гг.) и "Анна Каренина" (1873-1877 гг.). Но это не были годы покоя, довольства, благополучия. И виной тому - не Софья Андреевна. Толстой - колоссальная, мятежная натура, даже в лучшие часы мучившийся от своего несовершенства и стремившийся к совершенству, как к Богу. Уже в первых главах "Войны и мира", спустя год после свадьбы, князь Андрей признается Пьеру Безухову в своем разочаровании браком, любимая жена - н е в и н н ы й враг, невольное препятствие на пути нравственного развития. Наступает момент, когда Толстой всем, кроме греческого языка, недоволен. Изучает греческий язык с утра до ночи, открывает "прелестного Ксенофонта", Гомера, настоящего Гомера, а не Гомера переводчиков, "всех этих Фоссов и Жуковских...". Уходит в прежние философские и педагогические работы, четыре года ожесточенно работает над "Азбукой" для народа (огромный учебник из 4 книг в 800 с ) . И, наконец, мощная творческая энергия находит выход. Толстой приступает к написанию романа "Анна Каренина". Это - трагедия души, охваченной демонической силой любви. Власть этой силы такова, что все, помимо воли, испытывают мистический ужас: и юная Кити, и сам Вронский, и даже много испытавший Левин. Толстой наделил Левина своими идеями и своей биографией. Терзания Левина, его стремления к самоубийству, скрываемые от Кити, - все это сам Толстой скрывал от жены. "И, счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтоб не повеситься на нем...". "Любовь к семье и к писательству, которое я называл искусством, уже не сладки мне..." ("Исповедь"). Спасение пришло от народа. Толстой спросил себя, почему эти миллиарды существ избегают этого невыносимого отчаяния, почему не убивают себя? И понял: они живут не разумом, а верой. "Вера есть сила жизни" ("Исповедь"). Вера, но не церковь, дающая негласную санкцию человекоубийства - в войнах и смертных казнях, притом существование злобной нетерпимости церквей... (отлучение Толстого Св. Синодом состоялось 8 февраля 1901 г. Оно было вызвано главой "Воскресения" о богослужении и причастии.) Синод отлучил от церкви, но не от веры. Вот знаменитый ответ Толстого Св. Синоду: "Верю в Бога, которого понимаю, как дух, как любовь, как начало всего. ...Верю в то, что истинное благо человека - в исполнении воли Бога. Воля же его в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали бы с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними... Верю в то, что смысл жизни каждого человека поэтому только в увеличении в себе любви...".

    В 80-е годы Толстой теоретически обосновал свое миропонимание, создал свою религиозно-философскую систему. К концу XIX в. Толстой стал всемирно известным писателем и мыслителем, имевшим почитателей и последователей не только в России, но и в Европе, Японии, Китае, Индии. Большой общественный резонанс имела его публицистика против русско-японской войны, смертной казни. В своих письмах к Александру III и Николаю II он резко протестовал против произвола и насилия самодержавной власти. Участвуя зимой 1882 г. в переписи населения, Толстой открыл для себя ужасающую картину жизни московской нищеты. "Так нельзя жить! Нельзя так жить! Нельзя!" ("Так что же нам делать?", 1884-1886 гг.). Он чувствует себя ответственным за их страдания, унижения, они - жертвы цивилизации, привилегиями которой он пользуется. В отчаянии, как спасти несчастных, Толстой начинает искать источник зла. Открывается ужасающая цепь: зараза роскоши, поразившая элиту общества; повсеместный соблазн жизни без труда; государство - это человекоубийственная единица, основанная насильниками для ограбления, порабощения человечества; церковь, что в союзе с элитой и государством; наука и искусство - их сообщники.. Целые армии З Л А ...! С этого момента началась война против преступлений и обманов цивилизации, которую четверть века вел старый пророк из Ясной Поляны. Один. Вне всяких партий.

    По выражению Горького, "Толстой - это целый мир... Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой". Мощная, грандиозная натура, постоянно набрасывающая на себя "аркан" воли и благоразумия и в силу этой мощи сбрасывающая его. Его грандиозность не могла вместиться в "прокрустово ложе" общественного мнения, он шел наперекор ему. При всей мощности это была удивительно тонкая натура, мучительно переживавшая бытие, "мир". Ближе к смерти он говорил: "Я не святой, и никогда не выдавал себя за такового". И его уход из Ясной Поляны - знак несмирения с общепринятым, с подчинением требованиям "мира", с большинством, которое может существовать только стадно. "Должен сказать (и это моя хорошая или дурная черта, но всегда бывшая мне свойственной), что я всегда противился невольно влиянием извне, эпидемическим..." (из письма Толстого П. Бирюкову). И тогда был один. И всегда. Как сказал о нем один из его современников - "восемьдесят тысяч верст, вокруг самого себя". Его уход - это попытка уйти от самого себя, каким он был - измученного противоречиями, страстями, к самому себе, настоящему, каким он всю жизнь стремился быть - достигшему совершенства. То есть к ИСТИНЕ. "Истина... Я люблю много... как они...". Это последние слова великого Толстого.

 

        "Отечественная Война 1812 г." [155]

    Платиновая монета серии посвящена одному из трагических событий русской истории в XIX в. - Отечественной войне 1812 г., в которой столкнулись два великих народа и два императора - Александр I и Наполеон I Бонапарт. На реверсе монеты помещены их портреты, а также изображение скульптуры ангела, венчающего Александровскую колонну на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

    Александр I (1777-1825), старший сын Павла I, вступил на престол в 1801 г. после убийства Павла I - результата дворцового заговора. Цесаревич воспитывался под руководством своей бабки, императрицы Екатерины II и швейцарского политического деятеля Ф.-С. Лагарпа. По свидетельству современников, Александр I отличался подозрительностью и болезненным самолюбием, вместе с тем, обладая острым умом и хорошим образованием, был незаурядным дипломатом. По позднему признанию Наполеона I, он "никогда не понимал" Александра I, а потому "боялся" его. Наполеон говорил об Александре I: "Русский император - человек, стоящий выше всех остальных /монархов/. Он обладает умом, изяществом, образованием; он обольстителен; но ему нельзя доверять; он неискренен, это истинный византиец эпохи упадка империи...". В начале своего правления Александр I проводил умеренно-либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М.Сперанским. В эти годы были открыты С.-Петербургский, Харьковский, Казанский университеты, Петербургский педагогический институт и лицей в Ярославле. Успешное завершение войн с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.) упрочило международное положение России и расширили ее границы. В это время к ней были присоединены Восточная Грузия (1803 г.), Финляндия (1809 г.), Бессарабия (1812 г.), Северный Азербайджан (1813'г.) и герцогство Варшавское (1815 г.). В области внешней политики Александр I лавировал между Францией и Англией. Подписание в 1807 г. Тильзитского мирного договора не предотвратило русско-французского столкновения.


Читайте также:

Часть 1. Серия 500-летие единого русского государства (Россия в XIX в.: история и культура)

Часть 2. Серия 500-летие единого русского государства (Россия в XIX в.: история и культура)

Часть 3. Серия 500-летие единого русского государства (Россия в XIX в.: история и культура)

наверх
Если Вы давно мечтаете повысить свои знания в области коллекционирования и проводите много времени в поисках информации, то советую Вам купить мой DVD-диск "Нумизматика на DVD". Это более 150 книг по разным направлениям нумизматики, а также содержание диска дополняет интересные книги по фалеристики, филателии и прочее.
Нумизматика на DVD. Более 150 книг по монетам

Чтобы скачать каталог-справочник бесплатно

Реклама