МОНЕТЫ и НАГРАДЫ РОССИИ
Навигация
Монеты и награды России
Новости сайта
О проекте
Юбилейные Царские монеты
Юбилейные монеты СССР
Статьи про монеты и награды
Награды РФ
Награды Православной Церкви
Монеты как история России
Скачать бесплатно книги по монетам
Ссылки
Фотогалерея
Юбилейные монеты США
Немецкие награды (1933 - 1945 гг.)
Шевроны РФ
Связь с нами
- Гостевая книга
- Карта сайта
- Обратная связь
Новости
Помощь сайту
Вы можете перечислить ЛЮБУЮ сумму на Яндекс.Деньги:
41001659186793
Мы Вконтакте.РУ

Саратовский нумизмат - группа Вконтакте.ру

Статистика




Рейтинг@Mail.ru
Главная > Монеты как история России > Серия Русский балет

Серия Русский балет


    Первый выпуск монет серии "Русский балет", выполненных из палладия, вышел в обращение в ноябре 1989 г. [113], последующие выпуски - в апреле 1990 [122, 123], 1991 гг. [140, 141, 142], монеты, выполненные из золота, - в октябре 1991 г. [157, 158, 159, 160, 161, 162, 163]. На них изображен прекрасный и возвышенный мир образов русской хореографии. Понятие "Русский балет" включает в себя очень многое. Но прежде всего это национальная школа, традиции которой складывались на основе русского народного танцевального искусства и достижений балетных школ мира. У истоков большинства знаменитых балетных зарубежных школ и спектаклей - имена русских балетмейстеров, педагогов, артистов балета. И не случайно многие театры мира включают в свой репертуар такие балеты, как "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и др., а белый лебедь из балета на музыку П.И. Чайковского "Лебединое озеро" стал эмблемой русского балета.

    Первое в России балетное представление - "Балет об Орфее и Эвридике" - было показано в селе Преображенское под Москвой 8 февраля 1673 г. для царя Алексея Михайловича и его придворных. Постановщиком балета на музыку немецкого композитора Генриха Шютца и исполнителем главной роли Орфея был Никола Лима. До середины XVIII в. собственно балетного театра в России еще не было. Постановки балетных спектаклей носили эпизодический характер, как правило, балет являлся составной частью оперного действия или заполнял антракты оперных представлений. В придворных театрах Санкт-Петербурга и Москвы выступали иностранные антрепризы - итальянские, немецкие и французские оперно-балетные труппы. Первая в России балетная школа - "Собственная Ее Величества (Анны Иоанновны) танцевальная школа" - была создана в Санкт-Петербурге 4 мая 1738 г., а в 1742 г. учреждена первая русская балетная труппа. В 1773 г. в Москве в Воспитательном доме открылись классы балетной школы, балетные артисты которой позднее вошли в труппу известной антрепризы П.В. Урусова и М.Г. Медокса, выступавшей в специально построенном для нее в 1780 г. Петровском театре. От этой труппы ведет свою историю балетная труппа Большого театра.

    В конце XVIII-начале XIX в. значительное развитие получили многочисленные крепостные труппы, самыми значительными из которых были театр графа Шереметева (в Москве и подмосковных имениях Кусково и Останкино) и князя Юсупова в подмосковном Архангельском. Театральная культура, зародившаяся в усадебных крепостных театрах, была достаточно высокой. Многие крепостные театры имели свои оригинальные репертуары, с крепостными артистами работали крупные русские и иностранные балетмейстеры того времени. Крепостные артисты были одним из источников пополнения балетной труппы Петровского (Большого) театра.

    Достижения европейских танцевальных школ находили живейший отклик в русском балетном искусстве, получая при этом самобытное творческое выражение. В репертуаре театров появляются сюжетные балеты. Простые по сюжету, но с законченным развитием действия и приближенные по содержанию к русской жизни, эти балетные спектакли позволяли проявлять русским артистам их индивидуальные возможности, создавать на сцене глубокие и содержательные образы. Другим направлением в балетном искусстве того времени были панегирико-аллегорические спектакли, которые отражали действительность в аллегорической форме. Это был балет пышного, торжественного стиля, ориентированный на интересы придворного общества и служащий прославлению и укреплению абсолютной монархии в России.

    В конце XVIII в. в русском искусстве возникло новое направление - сентиментализм, для которого, были характерны обращение к частной жизни человека, его переживаниям и чувствам, максимальное приближение содержания произведений сентименталистов к окружающей действительности. Ярким представителем сентиментализма в балете был русский балетмейстер И.И. Вальберх (1766-1819). Сам балетмейстер называл свои балеты "нравственными". В спектаклях Вальберха торжествовали добродетель, честность и высокая нравственность, в них находила отражение реальная жизнь, а героями, в отличие от аллегорических балетов, были обыкновенные люди с их переживаниями и чувствами. Особую признательность зрителей принесли Вальберху постановки патриотических балетов.

    В 1810 г. в Петербург был приглашен французский танцовщик и балетмейстер Шарль Луи Дидло, принесший русскому балету мировую славу. Талантливый хореограф Дидло был и выдающимся для своего времени педагогом. Он воспитал целое поколение артистов балета, среди них танцовщик и балетмейстер А.П. Глушковский, увековеченная А.С.Пушкиным в поэтическом романе "Евгений Онегин" выдающаяся русская танцовщица А.И.Истомина.

    Во второй половине XIX в. балетное искусство уже имело устойчивые традиции и академические ("классические") формы выражения в танце, в основе которого лежал принцип поэтического обобщения образа и движения человека, его чувств и мыслей. Ярким представителем академической школы в балете был великий хореограф, "самодержец русского балета" Мариус Петипа (1819-1910), 175-летие которого широко отмечалось российской и мировой общественностью в марте. 1993 г. Француз по происхождению, приехав в Россию в 1847 г., Петипа проработал на петербургской сцене 56 лет, сначала выступая как танцовщик, а затем возглавив балетную труппу. Им поставлено более 60 балетов, многие из которых до сих пор в репертуаре ведущих балетных трупп - "Дон Кихот", "Баядерка" и "Пахита" на музыку А. Минкуса, "Раймонда" А.К. Глазунова, "Спящая красавица", "Лебединое озеро" (совместно с Л. Ивановым) П.И. Чайковского и др.

    В балетах Петипа блистали М.Ф. Ксешинская, О.И. Преображенская, А.Я. Ваганова, М.М. Мордкин, А.А. Горский, Е.В. Гёльцер, О.А. Спесивцева, Т.П.Карсавина, непревзойденный В.Ф. Нижинский, выдающаяся русская балерина А.П. Павлова и др.

    В традициях русского балета - совершенствование танцевального искусства, поиск новых форм и путей. Начало XX в. явилось началом новых направлений в балете, которые связаны с именами выдающихся русских балетмейстеров М.М. Фокина и А.А. Горского. К этому времени русский балет определился как один из наиболее развитых видов национальной культуры и как самостоятельный и творчески развивающийся вид искусства существовал только в России. Поэтому достижения русских мастеров сказались на развитии всей мировой хореографии. Под прямым воздействием русского балета возродился переживавший кризис балетный театр в Западной Европе и Америке. В первой четверти XX в., в особенности после организации С.П.Дягилевым (1872-1929) за границей гастролей русского балета, получивших название "Русских сезонов", которые начиная с 1909 г. проводились в Париже и Лондоне, интерес к балету еще более возрос. Русский балет, русская школа балета, получившие всемирное признание, представляют собой огромную художественную ценность. В сохранении и развитии дальше многообразных и богатых традиций русского балета, передаче их новым поколениям артистов балета, в обогащении искусства балета новым содержанием огромная роль принадлежит балетмейстерам К.Я. Голейзовскому, Ф.В. Лопухову, В.И. Вайонену, Р.В. Захарову, А.И. Радунскому, Л.А. Поспехину, Н.М. Попко, Ю.А. Григоровичу и др., выдающимся артистам балета Г.С. Улановой, К.М. Сергееву, Н.М. Дудинской, О.В. Лепешинской, А.М. Мессереру, М.М. Плисецкой, Р.С. Стручковой, И.А. Колпаковой, Н.В. Тимофеевой, Е.С. Максимовой, В.В. Васильеву, Н.И. Бессмертновой, Н.Р. Макаровой, М.Л. Лавровскому, М.Э. Лиепа и др. За каждым из этих имен - судьба, за каждым - история русского балета.


наверх
Если Вы давно мечтаете повысить свои знания в области коллекционирования и проводите много времени в поисках информации, то советую Вам купить мой DVD-диск "Нумизматика на DVD". Это более 150 книг по разным направлениям нумизматики, а также содержание диска дополняет интересные книги по фалеристики, филателии и прочее.
Нумизматика на DVD. Более 150 книг по монетам

Чтобы скачать каталог-справочник бесплатно

Реклама